2 Август, 2019
Новости » Категории » Образование » "Цифра" на уроке русского
Всего через месяц начнётся очередной учебный год. Это будущее недалёкое и вполне известное. А что будет со школой, скажем, в 2030 году? Или в 2050-м? Останутся ли в ней учителя? За кем будущее - за учителями, живыми и непосредственными, или роботами? Или учителя у доски с тряпкой и мелом не заменит никто? Сторонятся учителя цифровизации образования или нет? А может, напротив, с удовольствием используют её в работе? Об этом мы решили поговорить с учителем русского языка и литературы школы №3, Почётным работником общего образования, областным экспертом ЕГЭ О.Г. Шальновой. «Я рождён в Советском Союзе» У Ольги Геннадьевны стаж работы в школе - 22 года. Она училась в те времена, когда фантастику Рэя Бредбери с трудом примеряли к реальности, говоря, что телевизора размером со стену никогда не будет - ламповые телевизоры тогда уже были достижением... Понятно, что учителя, пришедшие в школу сегодня, не испытывают проблем с технологиями. А как быть тем, кто был рождён и вырос в Советском Союзе? Как им адаптироваться? А ведь таких много - не спешат молодые специалисты в образование. Казалось бы, старшему поколению педагогов должно быть сложно. Но на самом деле это не всегда так. Они пришли в школу задолго до появления в ней технологий. Находили общий язык с теми, ещё не "оцифрованными", детьми, находят подход к ним и сейчас. О.Г. Шальнова, например, нашла общий язык и с учениками, и с технологиями. Её история подтверждает мнение, что хороший учитель может работать с любыми инструментами. Надо с цифровыми - будет работать с цифровыми. Потому что он чувствует детей, понимает, что им нужно. А современным детям как раз и нужны современные технологии. Они им понятны, близки. Опытные педагоги хорошо знают, что единственный способ побудить человека учиться - его заинтересовать. Современным детям интересны гаджеты. Поэтому современный учитель не страшится пробовать новые технологии. - Я пришла работать в школу в 1997 году, - рассказывает О.Г. Шальнова. - Тогда ещё никто представить себе не мог, какие произойдут перемены. В 2000-х годах я вместе с другими учителями обучилась работать на компьютере. Когда только начиналась эра компьютерных технологий, вдохновлённая перспективами образования, а точнее самообразования, на родительском собрании я призывала родителей покупать своим детям компьютеры. Была настроена оптимистично. Ведь учиться - это значит добывать знания самим. Поэтому компьютеры - верные помощники в учёбе. Сейчас я живу в этой новой компьютерной реальности, работаю с детьми с новым клиповым типом мышления, с отсутствующим критическим взглядом на получаемую информацию… «Буквы разные писать учат в школе»... - Почему? Потому что вопрос о цифровых технологиях неоднозначный и непростой - это палка о двух концах, - продолжает Ольга Геннадьевна. - Потому что я вижу, к чему мы сейчас пришли. Профессионалов с большой буквы из числа недавно отучившихся трудно найти в любой отрасли. Хоть в медицине, хоть в образовании. Это большая проблема. А вот и её корни - в школе дети разучились думать, исследовать, искать. Почти все домашние работы списаны из Интернета. Готовая информация из айфонов или смартфонов - и всё, думать они уже больше не умеют. Они не способны к решению по-настоящему творческих задач, к многозадачности, редкие ученики способны мыслить самостоятельно. Мы в советское время задачу из пяти действий решали на раз-два. Им уже это гораздо сложнее. Не всем поголовно, но многим. Да и откуда взяться творческому мышлению? Сейчас им не надо думать - тыкнул мышкой в вариант - и, пожалуйста, готовый ответ. Это я называю тупиком цивилизации. Большим пальцем текст в телефоне набирать - это не те умения, которые надо детям развивать. Зато в тетрадях писать не любят, большие объёмные тексты параграфа вызывают скуку (нам бы текст поменьше, а картинку побольше!). Диктант у них идёт уже тяжеловато, включаем другие формы работы: индивидуальные задания, беседы, проекты... Сочинение - тоже особая история: в большинстве случае либо мысли ученика невозможно разобрать (этот язык я называю птичьим), либо оно списано. Безусловно, есть и талантливые, одарённые ребята. Этих звёздочек замечаешь сразу, работаешь с ними по-особому. На них не жалею ни времени, ни сил. Ещё одна напасть современного мира: ФГОС, РЭШ, ВПР, ЕГЭ…Чувствуете современный язык? «Поэтичный», не правда ли? ЕГЭ во многом уравнивает откровенного «середнячка» и ученика на голову выше остальных. Таким детям нет возможности на экзамене, например, по русскому языку, показать свою креативность - рамки теста слишком узки, а критерии оценивания не вмещают в себя оценку индивидуальности ученика. Самое ужасное заключается в том, что читаешь работу и понимаешь - слабая, плохая, а балльная система ЕГЭ выстроена так, что баллов набирается немало. К сожалению, школы ранжируются в основном по сдаче ЕГЭ. Так что вряд ли мы от этого в будущем уйдём. Не могу не сказать об особой боли любого учителя. Он бы и рад готовить интересный урок, но настолько завален бесконечными отчётами, документацией, составлением программ, всего и не перечесть. В общем, для творчества нужна свобода, а учитель несвободен, лишён сил, времени. Что такой учитель может детям дать? Вот такие наблюдения современного школьного учителя. Так и хочется сказать: "То ли ещё будет, ой-ёй-ёй"... Как у А. Блока: "А человек? - Он жил безвольно: Не он - машины, города"... Хотя, наверное, это уже во многом так. Вместо учителей - роботы? - Профессионала, настоящего хорошего Учителя никто не заменит, - уверена Ольга Геннадьевна. - Профессия учителя сегодня одна из самых востребованных на рынке труда. О нехватке специалистов говорят на самых высоких уровнях. Это проблема даже для больших городов. А кроме того, в школу начинают приходить не профессионалы. Скорее, менеджеры, чем учителя. Учитель, конечно, должен сочетать в себе разные умения, но прежде всего он должен быть Человеком. К слову о роботизации - не так давно в России создана МЭШ (московская электронная школа), а затем РЭШ (российская электронная школа). Это шаг к тому, что учителя становятся не нужны. Ученик выходит на РЭШ, там его ждёт видео тьютора (учителя-наставника) в записи. Сделано оно в формате, чтобы ученик не перенапрягся - максимум восемь минут. Всё. Вот и весь урок. Дальше он садится и тесты решает. А разрабатывают их наверняка менеджеры, потому что, к сожалению, в заданиях часто встречаются ошибки. Я не знаю, чему это обучит детей. Так что, если вместо педагога будет робот, это приведёт к краху образования. Заменит ли РЭШ и другие цифровые технологии учителя? Я уверена в том, что никакой робот человека, учителя, живое общение, как и везде, не только в образовании, не заменит. Как и популярное у молодёжи общение в соцсетях. Это не общение. Это суррогат эмоций. Учитель должен чувствовать ученика, учитывать индивидуальные психологические особенности, знать, в каком настроении сегодня Вася или Маша, а не ориентироваться на усреднённого гипотетического ученика! Роботу это не под силу! Технологии - помощники И всё же, несмотря на такие существенные минусы, качественные цифровые технологии в современном мире - это необходимость. И ученику подспорье, и учителю. Ведь настоящий профессионал каждый год становится лучше, всё время учится, читает. Интересуется всем новым, вместе с детьми познаёт современный мир. А в нём никуда без гаджетов. И разумнее, педагогичнее не отбирать у них эти гаджеты, а предложить их в качестве помощников. Так и поступает Ольга Геннадьевна - педагог сильный, талантливый, глубоко мыслящий, имеющий чётко сформулированную точку зрения по любому вопросу образования. - Наши непростые современные дети - прагматики, с мышлением, близким к европейскому. Что поделать, если они такими "цифровыми" родились. Это современный мир. На уроках я максимально часто использую обычную мультимедийную презентацию. Желательно, чтобы это был какой-то элемент урока, чтобы не ослабить, а оживить внимание детей. А если презентация не линейная, а более современная, с гиперссылками, там много информации, и это может занять весь урок. Зато он получится ярким и интересным. Так я разработала урок по теме "Назывное предложение". Этот урок разместили в областном депозитарии, в банке цифровых уроков. Есть целые блоки материала, которые преподношу ученикам в цифровом формате, так называемые интерактивные уроки с использованием интерактивной доски. Например, "Местоимение", "Имя числительное" в шестом классе. Каждый урок в этих темах - в "цифре". Шестиклассники подвижные, их бывает сложно усадить – тут на помощь приходят гаджеты. Ребятам интересно так работать: то паззл сложили, то что-то подписали, что-то разобрали, схему построили. А ещё с помощью этой же доски посмотрели «живые» картины, послушали фрагмент фильма, включили плейер, поработали с закрытыми окнами, возможностей у такой доски много. Кстати, и писать ученик может на ней как на обычной. Старшеклассники у меня с помощью видеолекций кандидатов наук эссе учились писать. Есть в школе специально оборудованный для проведения дистанционных уроков кабинет, чтобы мы давали уроки для ребят из других городов, у которых есть такое же оборудование, или сами присоединялись к такому уроку, который дают, скажем, в Новокузнецке или Юрге. Прямое включение в кабинете ВКС (видеоконференцсвязи) учителя в шутку называют космической связью ВКС. А что поделать, раз аббревиатуры похожи! И после школы, дома, обучение продолжается с помощью Интернета - домашние задания, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам прикреплены в качестве электронного домашнего задания в системе "Электронная школа 2.0". - Решают они дома тест, скажем, по математике, а оценка автоматически в электронную школу 2.0 заносится – чем не цифровые технологии в обучении и контроле за ним. К ЕГЭ по русскому языку я подготовила хороший тренажёр по грамматике. Составила объёмную презентацию на сложное 8-е задание - 50 слайдов получилось. Мы посвятили этому два урока. Но вопросов осталось много. Надо ещё раз вернуться, прорешать. В школьном формате такой возможности нет. Кто-то и вовсе пропустил занятие. По просьбе учеников я этот материал прикрепила к домашнему заданию в электронной школе. Это всего пару-тройку щелчков компьютерной мыши – в ускоряющемся мире хорошая возможность время экономить. Часто прикрепляю туда материалы по просьбам желающих учеников. Также на просторах Интернета есть замечательные сайты, такие как "Полка", "Гильдия словесников". Там опубликованы работы не менеджеров от науки, а экспертов. Рекомендую. Во внеурочной работе технологии тоже пригождаются. Недавно ребятам презентацию по экологии подготовила на важную тему - загрязнение Байкала. Без проектора - как без рук Уже несколько лет мел и тряпка, что бы ни говорили противящиеся технологиям учителя (есть и такие негибкие) - не единственный инструмент учителя. На кузбасском областном конкурсе профессионального мастерства "Учитель года " (2010 год) Ольга Геннадьевна Шальнова выиграла интерактивный комплекс (проектор, ноутбук и интерактивная доска). Доска оказалась очень качественной, а вот проектор, не выдержав почти ежедневной нагрузки, в 2019 году сломался - и оказалось, что урок собрать крайне сложно. - Без проекционной техники доску трудно использовать, - поясняет О.Г. ГШальнова. - И мы с учениками перешли на традиционно обучение. Поработав два месяца только с мелом и с тряпкой, как раньше, я поняла, что с этим поколением это невозможно. Потому что они визуалы. И на уроке им нужна анимация, визуальный ряд. У современных детей преобладает клиповое мышление – видеть яркие картинки, много, не задерживая внимания подолгу на чём-то. Да и откровенно говоря, после автомобиля переходить на велосипед, сами понимаете… Приобрели проектор, и всё наладилось. Возможность побывать в Москве, не выходя из дома Современные технологии предоставляют возможность развиваться не только детям с клиповым мышлением, но и ребятам одарённым. Причём с помощью "цифры" сделать это можно не только в родном городе. Заявить о себе можно и в России, и в мире. - Сейчас проводится очень много дистанционных конкурсов, - подтверждает Ольга Геннадьевна. - Это шанс, особенно для ребят из провинции, проявить себя, выйти на новый уровень. Поднять свою самооценку, понять, что они могут не хуже, чем москвичи. В этом году мы с восьмиклассницей Екатериной Голубевой сделали интересную работу «Финансовые успехи или финансовые ошибки на примере литературных героев». Рассматривали эту тему на примере произведений А.П. Чехова ("Вишнёвый сад": Лопахин-Раневская - финансовая грамотность и финансовая безграмотность соответственно), Ф.М. Достоевского ("Преступление и наказание"), А.Н. Толстого ("Золотой ключик, или приключения Буратино"). Написали работу, отправили. Оказалось, что Катя стала победителем на региональном этапе. Нам говорят: "Приезжайте в Москву, на финал". Но мы такими средствами не располагаем, и нам предложили защищаться по скайпу. С Катей разговаривал доктор экономических наук. Защита заняла 20 минут. Как мне понравился масштаб конференции! Это так интересно оказалось! Я очень рада за свою ученицу. Вот она - реальность XXI века - девочка из Анжеро-Судженска заняла 3-е место в конкурсе МГУ. И если бы не современные технологии, это было бы невозможно. * * * О понятии «современный учитель» рассуждают во все времена. На мой взгляд, это несколько некорректно. Учитель всегда должен быть современным. Учитель - это человек своего времени, идущий с ним в ногу. Потому что наставник, педагог всегда должен говорить с учеником на одном языке, понимать, что его волнует, чем он живёт. Поэтому в советское время были так популярны походы с учителями и бардовские песни у костра. Это было актуально тогда. Это есть и сейчас, но даже на природе рука так и тянется к телефону - проверить, не отправили ли тебе сообщение, не звонил ли кто, нет ли новых новостей, мемов в Интернете. В путешествие по Интернету учитель отправляется вместе со своими учениками. Естественно, чтобы провести детей через дебри всемирной сети, он должен прежде сам в них разобраться. Вот и осваивает этот язык. Язык "цифры", цифровых технологий, даже если это "цифра" на уроке русского. К. КОСОВА.

Все права сохранены  ©  Газета НАШ ГОРОД

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!